Welcome to U.A.C. [O.S.A.]
login / register
Status: Guest
Архивы форума | iddqd.ru
Wolf 3D
ПравилаПравила ПоискПоиск
18+
Психологическая тайна игры D00M (нет, не та статья) 1, 2  След.
   Список разделов - Doom, 21 год с нами! - Психологическая тайна игры D00M (нет, не та статья)Ответить
АвторСообщение
Lainos [B0S]
- Major -
Next rank: = Major = after 93 points
2847

Doom Rate: 1.38
Ссылка на пост №1 Отправлено: 25.06.14 22:10:13
Уже давно (и не раз) на форуме проскакивала статья с названием темы, однако здесь не о ней. Для тех, кто в татикоме танке напомню, что в статье были немного странные рассуждения психиатра о том, к каким областям подсознания аппелирует наша любимая игра. В общем те изыскания были не слишком убедительны, да и ничего толком не объясняли.

Но недавно я случайно обнаружил видео, в котором известный психиатр уже гораздо убедительнее разбирает тему притягательности 3D-шутеров на примере именно Дума. Если честно, то рассказ ведется в контексте игровой зависимости, однако, как и полагается при серьезном исследовании причин, в нем анализируется механика игры, ее влияние на человека... Ну и, конечно, главный вопрос: почему же людям так нравятся Дум-подобные игры? Какой именно диалог человек ведет с игрой (или игра с человеком)?

Видео также весьма интересно в контексте маппинга, поскольку дает четче понять, что именно цепляет в игре/уровне, и насколько далеко уходят корни создания миниатюрных миров (маппинга как такового). И кроме того позволяет поразмыслить, почему конкретные уровни конкретных авторов выглядят так, а не иначе.

Итак, вот само видео. Для особо нетерпеливых скажу, что разговор "по теме" начнется примерно после одной трети видео. Впрочем, рекомендую смотреть целиком, т.к. вырывать рассуждения из контекста в общем не самая здравая мысль.




Помимо прочего, автор ссылается на книгу другого психиатра, который провел анализ игр-шутеров. Называется она "Homo Gamer" (не путать с "Homo Ludens"!), автор - Бурлаков. Только помните, что это все-таки уже немного другая теория, о чем и предупреждают в видео, ссылаясь на то, что "вот этой мысли как раз в книге нет".
9 1 1
Ameba
- Major -
Next rank: = Major = after 103 points
2837

Doom Rate: 2.32
Ссылка на пост №2 Отправлено: 25.06.14 23:21:47
А что, красивая теория. Обоснования у него неубедительные, но это же психология, там в принципе не бывает доказательной базы.
Предлагаю рассмотреть маппинг с этой позиции. В картах (лабиринтах) маппер воплощает подобие своего мышления, своих рассуждений и страхов. Поэтому карты разных людей чаще всего имеют отличимый стиль. А проходя чужие уровни-лабиринты, мы как бы бродим по чужому подсознанию вместо своего. Лично мне кажется, что тут имеется ещё один тип связи. А именно, нам нравятся карты тех мапперов, которые в принципе имеют подобные на наши жизненные установки и подобное нашему мышление, отражениями которого являются лабиринты карт. Потому что их карты напоминают нам наше собственное подсознание. Никто не замечал такого эффекта?
2 1 1
Arsenikum
- Major -
Next rank: = Major = after 284 points
2656

Doom Rate: 1.49
Ссылка на пост №3 Отправлено: 25.06.14 23:34:14
О млин, а моя пресловутая МАР20, которая нравится единицам - так меня вообще лечить надо ? :shock:
5 1
Shadowman
= UAC Commissar =
Next rank: - UAC Marshal - after 297 points
6603

Doom Rate: 2.46
Ссылка на пост №4 Отправлено: 26.06.14 00:11:57
Да, теория имеет право на существование. хотя мне кажется, одним архетипом Лабиринта дело не ограничивается. Есть что-то еще, связанное именно с экшеном, процессом отстрела монстров. Не случайно современные шутеры, насколько могу судить, минимизируют лабиринтную часть, упрощая и примитивизируя уровни. А вот в Думе можно было на многих картах реально заблудиться.
Ameba :
А проходя чужие уровни-лабиринты, мы как бы бродим по чужому подсознанию вместо своего.

Тут еще важно, КАК бродим :o Этернал как-то упомянул, что по демкам можно узнать многое о человеке, но отказался комментировать подробно этот вопрос...
Наверное, кроме Лабиринта еще используется какой-то другой архетип - Охотника там, или что-то в этом роде. Потому что есть карты совсем не лабиринтные, где акцент на стрельбе максимальный (я про слотеры )
Дум-лабиринту не хватает "призов", если не считать таковыми собственно отстрел. И еще финальный босс в думе явно не тянет на архетипического Минотавра из лабиринтов - ну нету в думе боссов как таковых, икона не в счет, она психологически не воспринимается как босс, скорее как досадливый механизм, который мешает зачистить уровень.
В этом плане более архетипична игра Diablo (первая в большей степени) - там и лабиринт, и сокровища (азарт прокачки), и большой Босс в конце... Но погружения все же меньше, т.к. вид сверху...
1 6 2
Lainos [B0S]
- Major -
Next rank: = Major = after 93 points
2847

Doom Rate: 1.38
Ссылка на пост №5 Отправлено: 26.06.14 00:36:17
Shadowman :
мне кажется, одним архетипом Лабиринта дело не ограничивается. Есть что-то еще, связанное именно с экшеном, процессом отстрела монстров. Не случайно современные шутеры, насколько могу судить, минимизируют лабиринтную часть, упрощая и примитивизируя уровни.

Не нужно путаться и воспринимать буквально. Там говорилось, что уровень напоминает путешествие по лабиринту, но являться лабиринтом уровню совершенно не обязательно. Главное создавать чувство продвижения и запутанности. То есть можно сделать кишку без разветвлений, но при этом закрутить её в разные стороны, дабы это не был просто прямой коридор.
Почему люди перешли с уровней-лабиринтов (Дум) на уровни-псевдолабиринты (Рэйдж)? Теория даёт на это ответ: как проще проходить нарисованный лабиринт вместо того, чтобы исследовать собственный внутренний, так и проще (приятнее, комфортнее) идти по лабиринту-уровню, в котором нельзя заблудиться. С этой точки зрения более простые уровни как раз притягательнее, потому что дают ещё бОльшую иллюзию контроля над своим лабиринтом.

Также следует обратить внимание вот на что: никому не нравятся шутеры, где уровень представляет собой лишь арену, когда нет никакого продвижения. Спрашивается: а зачем вообще делать уровни, если игра притягивает экшеном? Достаточно сделать одну арену и спавнить врагов всю игру. Экшен есть, чего ещё надо? Вот тут-то и становится понятно, что любые "ходилки" делают уровни, а не что-то другое. Не будет интересных (комфортных!) уровней - не будет ничего, никакой "геймлей" не спасёт.
Похожая ситуация и с тупо прямым коридором: он не даёт иллюзии лабиринта и потому не притягивает человека.


Ameba :
Предлагаю рассмотреть маппинг с этой позиции. В картах (лабиринтах) маппер воплощает подобие своего мышления, своих рассуждений и страхов. Поэтому карты разных людей чаще всего имеют отличимый стиль. А проходя чужие уровни-лабиринты, мы как бы бродим по чужому подсознанию вместо своего.

Вот по этой теме мне интересно услышать разные мнения.
9 1 1
Yak-9U
Chief Petty Officer
Next rank: Chief Petty Officer after 12 points
928

Doom Rate: 1.14
Ссылка на пост №6 Отправлено: 26.06.14 10:08:10
"Самая распространенная форма медитации в России - пьянство." :oops:

Вообще, уж простите за прагматичность, но по мне изучать психологию человека по демкам - это как ставить диагноз по аватару. Здесь многое зависит от скилла, или от предпочитаемого типа игры. Например, замечал, что продвинутый спидраннер постоянно пытается лезть в самый эпицентр побоища (инфайтит), а вот быстро и красиво сбежать, уйти от боя, он уже не умеет - шаблон поведения не проработан. Скилл опять же - кто-то попрет в заварушку, потому что на 99% уверен, что проблем у него там не будет, а кто-то, играющий слабее, будет искать окольные пути, потому что здраво оценивает свои шансы в 50% и ниже. И вот такие приземленные факторы создают сильнейшие "помехи" для наблюдения за психикой человека. Теоретически, если проанализировать огромное количество демок одного человека, может и реально что-то там понять... но тут во-первых, никто не будет проводить масштабное исследование в этой области, а во-вторых, никто не будет писать огромное количество демок, все-таки когда это делается для "работы", а не для "удовольствия" или еще чего-то - отношение объекта исследования к ним будет совсем другое, что и провалит эксперимент.

С маппингом уже интереснее, здесь можно делать какие-то выводы. По рисункам дают какие-то оценки, а маппинг - по сути те же рисунки, только с помощью нестандартных инструментов. Тут, правда, есть проблема "маппинга ради маппинга", когда человек начинает маппить только потому, что этим занимаются все вокруг, и пытается через силу что-то из себя выдавить, оценивать это "творчество" бессмысленно. И даже не пытайтесь говорить, что такого нет. Такое есть и точка. Ну и любовь к разным стилям тоже дает "помехи" для возможных исследований; да, я не зря тогда писал кучу букв про типы думеров, бывший спидраннер и чистокровный маппер - абсолютно разные объекты и исследовать их творчество нужно совершенно с разных точек зрения.

Shadowman :
Дум-лабиринту не хватает "призов", если не считать таковыми собственно отстрел.

Ну, там была речь про "микропризы", коих как раз в избытке - патроны, аптечки, все это. Приз покрупнее - кнопка экзита, на самом деле вполне себе приз, в современных шутерах по сути те же самые кнопки, только там еще скриптовые мультики показывают...
1
c4tnt
= 1st Lieutenant =
Next rank: - Captain - after 211 points
1879

Doom Rate: 1.92
Ссылка на пост №7 Отправлено: 26.06.14 10:09:42
Кстати, важно заметить, что на видео всё же психиатр а не психолог. А разница между ними, наверное, как между программистами и электронщиками - вроде оба вычислительные системы ковыряют, но...
1 1
Memfis
= UAC Marshal =
Next rank: UAC General after 97 points
8103

Doom Rate: 1.85
Ссылка на пост №8 Отправлено: 26.06.14 16:09:53
Ameba :
А именно, нам нравятся карты тех мапперов, которые в принципе имеют подобные на наши жизненные установки и подобное нашему мышление

так вот почему мне карты шадовмана не нравятся
1 1 1
Shadowman
= UAC Commissar =
Next rank: - UAC Marshal - after 297 points
6603

Doom Rate: 2.46
Ссылка на пост №9 Отправлено: 26.06.14 21:40:14
Memfis :

так вот почему мне карты шадовмана не нравятся

Прям-таки все-все карты не нравится? Ни одной понравившейся нету?
Yak-9U :
Вообще, уж простите за прагматичность, но по мне изучать психологию человека по демкам - это как ставить диагноз по аватару.

Это не ко мне, это к Этерналу вопрос если что. :o
Может, имеет смысл сравнивать демки игроков с примерно одинаковым скиллом игры - тут могут проявиться индивидуальные особенности.
А сравнивать демки матерого спидранщика и новичка, первый раз севшего за дум, тут бессмысленно какие-то психологические выводы делать.
Yak-9U :
Ну и любовь к разным стилям тоже дает "помехи" для возможных исследований;

А разве не логично, что люди с различной психикой и внутренними проблемами выбирают различные стили, которые им кажутся "близкими"?
Более того, изменение отношения к жизни или к каким-то вещам может повлиять и на изменение стиля карт маппера :o
1 6 2
Arsenikum
- Major -
Next rank: = Major = after 284 points
2656

Doom Rate: 1.49
Ссылка на пост №10 Отправлено: 26.06.14 21:54:35
На видео не рассмотрен один очень важный аспект. Ну в прочем, он достоин отдельного материала.
Homo Gamer среди своих
Как на поведение отдельного индивида влияют другие такие же индивиды? Может быть, они как раз и не дают (психологически) уйти от игровой реальности? Или игра это всего лишь способ найти друзей и ощутить себя частью коллектива?
5 1
Yak-9U
Chief Petty Officer
Next rank: Chief Petty Officer after 12 points
928

Doom Rate: 1.14
Ссылка на пост №11 Отправлено: 26.06.14 22:43:28
Shadowman :
А разве не логично, что люди с различной психикой и внутренними проблемами выбирают различные стили, которые им кажутся "близкими"?

Я писал о влиянии самой игры. Бывшие спидраннеры-слотерщики делают слотеры, мапперы с рождения скорее рисуют картинки. Если и есть какая психология, то явно не здесь.
Вот почему один больше любит бродить по лабиринтам, другой - рисовать лабиринты, а третий - мочить козлов в лабиринтах, это уже другой вопрос. Но он уже выходит за рамки темы, да и повторяться неохота.

Arsenikum :
Как на поведение отдельного индивида влияют другие такие же индивиды? Может быть, они как раз и не дают (психологически) уйти от игровой реальности? Или игра это всего лишь способ найти друзей и ощутить себя частью коллектива?

Иллюзия спасения. Ничего хорошего в них нет для человека, который хочет покончить с зависимостью. Это как кучка торчков, которых по отдельности ничего кроме дозы не интересует, но одному ширяться скучно, вот и сбиваются.. в коммьюнити; обсуждая приходы друг друга, карты друг друга.. ну вы поняли.

Shadowman :
Более того, изменение отношения к жизни или к каким-то вещам может повлиять и на изменение стиля карт маппера

Тут очень интересны конкретные примеры.
1
Shadowman
= UAC Commissar =
Next rank: - UAC Marshal - after 297 points
6603

Doom Rate: 2.46
Ссылка на пост №12 Отправлено: 26.06.14 23:14:25
Yak-9U :
Тут очень интересны конкретные примеры.

А ты посмотри на динамику моих карт, например.
Когда я в последний раз делал качественные адские уровни (спидмап про заводы не в счет)?
Когда на моих картах сухие деревья сменились живой природой? :o
1 6 2
Елена tbc
-= UAC Girl =-
490

Doom Rate: 0.96
Ссылка на пост №13 Отправлено: 27.06.14 20:40:56
Любопытно. Может, и верно. Только все равно все уйдут в виртуальность :)
[D2D]_Revenant
- Captain -
Next rank: = Captain = after 180 points
2160

Doom Rate: 1.3
Ссылка на пост №14 Отправлено: 04.07.14 21:11:20
Мужик кстати все верно говорит, я на себе проверял. Как только у меня появляется сложная интеллектуальная работа я про дум и не вспоминаю. Когда занимаешься чтением или каким-то самопознанием, ходишь в реалити куда-нибудь, то поиграть даже как-то и не охота. Хотя, мне кажется, что я какой-то странный, моя любимая карта это мап30, где можно бесконечно убивать бесконечных монстров.
Последнее время замечаю, что играть стал уже механически, ибо стаж. Сам по себе лабиринт как явление меня очень раздражает, ловлю себя на мысли, что большее удовольствие в последнее время я испытываю не от лабиринтов, а от Слаутерфесов, зачищая гектары поверхности от тысяч козлов. То есть от того, что валишь кучами этих тварей, и вся мапа в трупах потом на многие метры.
2 2
aivar242
UAC Sergeant Major
Next rank: UAC Sergeant Major after 2 points
758

Doom Rate: 1.95
Ссылка на пост №15 Отправлено: 08.09.14 16:39:04
Да всё просто Doom - это аркада, как тот же Марио, или Тетрис, в который всегда хочется играть, с любого момента. Doom 3 - был уже шутером, поэтому он и менее интересен. У меня есть подозрения, что id ничего нового не придумывали, они просто взяли игру-мегахит Contra с Dendy и Sega, и перевели её в вид от первого лица, вот вам и мега-мегахит, тем более, что в то время игр от первого лица по сути не было.
theleo_ua
Chief Petty Officer
Next rank: Chief Petty Officer after 10 points
930

Doom Rate: 1.52
Ссылка на пост №16 Отправлено: 12.10.14 00:19:37
aivar242 :
Да всё просто Doom - это аркада, как тот же Марио, или Тетрис, в который всегда хочется играть, с любого момента. Doom 3 - был уже шутером, поэтому он и менее интересен.


А чем отличается психологическая тайна аркадника от шутерника?
1
Arsenikum
- Major -
Next rank: = Major = after 284 points
2656

Doom Rate: 1.49
Ссылка на пост №17 Отправлено: 12.10.14 00:40:58
theleo_ua :
А чем отличается психологическая тайна аркадника от шутерника?

Про аркады - это отдельная большая тема. Но в двух словах это разное преподнесение виртуальной реальности суть которой - замена "Эго" на "Альтер Эго" и реального мира на вымышленный.
Просто в шутерах упор делается на "запретную реальность" и ее смакование - убийство, насилие, смерть, стрельба. А в аркадах - на "невозможную реальность": двойные прыжки, падения с бесконечной высоты, акробатика, махание оружием без устали. Также в аркадах возводится в ранг задротство. ВНЕЗАПНО по этому критерию ММОРПГ, зацикленные на истреблении монстров - это не РПГ вовсе, а многопользовательские аркады, только и всего.

Дум волшебным образом сочетает в себе и шутер, и аркаду. Может быть и тем, и тем. :rules:.
5 1
theleo_ua
Chief Petty Officer
Next rank: Chief Petty Officer after 10 points
930

Doom Rate: 1.52
Ссылка на пост №18 Отправлено: 12.10.14 03:05:26
Имхо ролику очень не хватает одного нюанса: когда говорилось о тупиках, сразу вспоминается уникальная в этом плане игра хексен, ибо в ней "тупики" (например поиск последней кнопки) очень сильно "насиловали игроку мозг", кто играл в хексен поймет

Иногда бывало так, что от длительной невозможности нахождения определенной кнопки (без которой дальше по хабу не продвинешься и/или хаб не пройдешь) пропадало желание играть некоторое время от безысходности, а подсознание выдавало такие ощущения, которые на "русский язык сознательной логики" переводятся примерно как "такая классная игра, но не могу ее пройти, наверное придется забить на нее вообще, жизнь тлен" (настолько сильные были тупики). Про баг, когда на мап22 могла не открыться стенка и прохождение могло быть полностью зафейлено, вообще молчу (ведь в хексене, в отличии от дума, при таких багах будешь обшаривать весь хаб (6 уровней вместо одного думовского) ). Но такие нюансы автору простительно не знать (их не каждый думер знает)

Тут кстати еще уместно вспомнить те ощущения, когда ты такие тупики решал (находил из них выход).

Ну и страйф тоже в свое время подарил немало таких "тупиков", но о нем знает (в него играли) еще меньше народу чем о хексене. Вот например великий и могучий ст. б.у. гоблин - неоднократно говорил, что хексен был в 100 раз круче всех этих ваших думов (естественно он в него играл, и проходил до конца файтером), но уверен что про страйф он даже не знает что такая игра вообще есть

З.Ы. ТС - добавь в стартовый пост ссылку на расширенную версию видео в виде статьи: http://habrahabr.ru/post/210740/
1
Zveraboy
= 2nd Lieutenant =
Next rank: - 1st Lieutenant - after 113 points
1527

Doom Rate: 1.11
Ссылка на пост №19 Отправлено: 12.10.14 09:26:59
theleo_ua
Да Страйф вообще к сожалению малоизвестная игра...

А насчет круче гексен дума или нет скажу следующее:
Почему то наш уважаемый товарищ Гоблин не додумался сравнивать суп и холодец, зато додумался сравнить дум и хексен.
Гениально.

Эти игры мягко говоря слишком разные для того чтобы их сравнивать.

Да и лабиринты в этих играх организованы и сделаны по разному.
2
theleo_ua
Chief Petty Officer
Next rank: Chief Petty Officer after 10 points
930

Doom Rate: 1.52
Ссылка на пост №20 Отправлено: 12.10.14 15:26:01
Zveraboy :
А насчет круче гексен дума или нет скажу следующее:
Почему то наш уважаемый товарищ Гоблин не додумался сравнивать суп и холодец, зато додумался сравнить дум и хексен.
Гениально.


согласен, глупо сравнивать яблоко с бананом

Zveraboy :
Да и лабиринты в этих играх организованы и сделаны по разному.


Но тем не менее, хексен и страйф имхо отлично вписались бы в этот ролик (именно в контексте тупиков и выхода из них). Еретик и дум в разы проще в этом плане
1
Страница 1 из 2Перейти наверх 1, 2  След.
   Список разделов - Doom, 21 год с нами! - Психологическая тайна игры D00M (нет, не та статья)